Истоки и основные положения теории человеческого капитала

Возникновение и первоначальное определение человеческого капитала Понятие человеческого капитала и его теории возникло во второй половине ХХ века, как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ. Процесс замещения физического и природного капиталов человеческим капиталом в национальных богатствах развитых странах, подавляющее превалирование инвестиций в над инвестициями в физический капитал - характерные процессы второй половины ХХ и ХХ века для развитых стран мира, а также быстро развивающихся стран мира, таких как, Словения, Чехия, Эстония, Китай и других. Само создание теории шло от низшего уровня к высшему - от индивидуального к национальному. Щульц внес существенный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Шульц и Беккер расчетным путем впервые показали преимущества людей со специальным образованием перед людьми с общим средним образованием в части доходов и подняли затраты на образование на уровень производительных инвестиций, а само образование на уровень важнейшего фактора развития. Значительный вклад в становление общей теории развития и человеческого капитала, в частности, внес и выходец из России Саймон Семен Кузнец Нобелевская премия года , который первым ввел в экономическую теорию и практику понятие ВВП.

Ваш -адрес н.

Скачать Часть 2 Библиографическое описание: Социологический подход дополнил смыслы, которые принято вкладывать в данное понятие в экономической науке, однако их объединяет, по крайней мере, одна главная черта. Каждый из видов капитала выделяется в качестве такового по признаку способности приносить дополнительную стоимость.

В качестве такого фактора Т. Шульц выделил образование как способ ( ) и обобщены в работе «инвестиции в человеческий капитал» () Он обращает внимание на человеческий капитал как на развитие знаний и.

Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни. Возникла проблема углубленного понимания роли человека и накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Толчком к созданию теории человеческого капитала стали статистические данные роста экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста.

Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества. Вклад в развитие современной теории человеческого капитала внесли Т. Лукас и другие экономисты, социологи и историки. Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией[8].

Причем, длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось[9]. Фишер[10] дал следующее определение ЧК: В настоящее время и это определение можно считать определением ЧК в узком смысле.

Теория человеческого капитала Проблема сущности человеческого капитала и его роли в производстве всегда интересовала экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей западной политэкономии У. Приблизительно через лет к этому вопросу обратились немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а позже - основатель кембриджской школы политэкономии А.

Он утверждал, что инвестиции в человеческий капитал обладают более высоким Г. Беккер, как и Т. Шульц, трактовал человеческий капитал в самом.

Червень 9, Перевел Чикаго, год. Соединенные Штаты увязли в затянувшейся, дорогостоящей и опасной холодной войне с Советским Союзом. В корпусе экономики университета Чикаго двое ученых вовлечены в горячий спор. Выросший на ферме в Южной Дакоте и выдворенный из школы собственным отцом, Теодор все равно смог достичь невообразимых вершин в академических кругах, сначала в качестве председателя экономического факультета в году, а затем и в качестве президента Американской экономической ассоциации в м.

И хотя Фридман невысок ростом всего 1,52 м , он прославился как напористый боец в словесных баталиях. Ричард Никсон сказал, что хочет услышать вопль чилийской экономики. Когда двое мужчин встретились в этом офисе с приглушенным светом и дубовой обивкой, у них была серьезная проблема для обсуждения.

Как холодная война побудила США продвигать теорию человеческого капитала

Затем преподавал экономику сельского хозяйства. Основными из многочисленных тем его многолетних научных изысканий явились разнообразные вопросы экономики сельского хозяйства, демография, экономика образования и подготовка научных кадров. Шульц выпустил сборник материалов организованной им конференции"Продовольствие для мира", в котором обращалось особое внимание на факторы снабжения продуктами питания, вопросы структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы и профессиональной квалификации фермеров, технологию сельскохозяйственного производства и направление капиталовложений в фермерское хозяйство.

Тогда же, в работе"Сельское хозяйство в нестабильной экономике" , он отмечал недопустимость безграмотного использования земли любым человеком, имеющим возможность ее купить. Это нередко приводило к чрезмерно интенсивному и просто хищническому ее использованию без заботы о будущем, к эрозии и другим отрицательным последствиям для аграрной экономики.

Теория капиталовложений в человеческий фактор Т. Шульца Г. Беккера и Дж. . Одинаковые инвестиции в физический капитал при прочих равных.

Признание первостепенной роли человека в общественном воспроизводстве считается безусловной заслугой основоположников теории человеческого капитала. А в условиях формирования инновационной экономики, постоянно находящейся в состоянии движения, модернизации и обновления, человеческий капитал становится не только фактором экономического роста, его уровень определяет конкурентоспособность и соответствующее место страны в мировой экономике. Создавшаяся негативная ситуация требует незамедлительного вмешательства всех гражданских институтов казахстанского общества в те сферы, где граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему: Ведь именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют человеческий капитал как образованную и здоровую нацию.

Преимущества имеют, как правило, те фирмы, которые уделяют большое внимание образованию, повышению квалификации и здоровью своего персонала. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Биофизический капитал — это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые в контексте способности к созданию стоимости.

Можно привести немало примеров, когда именно этот вид ресурсов является не только доминирующим, но и весьма дорогостоящим.

Человеческий капитал

Затем понятие человеческого капитала ЧК появилось в публикации года американского экономиста Теодора Шульца [5] и Гэри Беккера [6] в году. Теория человеческого капитала базируется на достижениях институциональной теории, неоклассической теории, неокейнсианства и других частных экономических теориях. Её появление стало ответом экономической и смежных с ней наук на востребованность реальной экономики и жизни.

Человеческий капитал как инвестиции стал отправной точкой на заре к определению сущно¬сти человеческого капитала, когда Т. Шульц в г.

Вслед за ними представитель Чикагской школы Г. Беккер, преподававший тогда в Колумбийском университете — и вернувшийся потом в Чикаго, выпустил две монографии: Человеческий капитал зависит как от врождённых способностей и талантов, так и от полученного образования и тренинга. Теоретики человеческого капитала уделили особое внимание влиянию образования и тренинга на личное распределение дохода, осуществив подсчёты экономической эффективности различных форм обучения в сопоставлении с эффективностью накопления вещественного капитала.

Минцер первым попытался создать модель, объясняющую особенности распределения доходов исключительно на основе различий между индивидами с точки зрения полученного профессионального обучения. Беккер подсчитал, что отдача от высшего образования сопоставима с показателями прибылей у большинства фирм от обычных капиталовложений; таким образом, образовательные инвестиции — не менее важный источник экономического роста.

Однако Беккер ввёл принципиальное разграничение между инвестициями в общее и специализированное образование. Специализированная подготовка обеспечивает знания и навыки, представляющие интерес для той фирмы, где они были получены. Общая подготовка наделяет знаниями и навыками, которые найдут применение и в других фирмах. Обучение работе на компьютере — общая подготовка; тогда как изучение структуры управления и способностей работников конкретной компании является специфичным знанием.

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Кирьянов А. Оглавление В отечественной экономической литературе дореформенного периода идея анализа экономической отдачи от созидательных способностей человека не нашла должного отражения. Теория человеческого капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас благ, который накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям.

Следовательно теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Как отмечают теоретики человеческого капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида,"можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Теодор «Тедди» Шульц — долговязый и тощий. . Если государственные инвестиции в человеческий капитал будут подлежать тому же.

Качественная медицина с профилактикой и гарантированным лечением. Безопасная и комфортная городская среда с зелёными парками, удобной инфраструктурой и богатой на события культурной жизнью. И, конечно, конкурентная зарплата, чтобы всё это себе позволить. То, что одни называют высокими запросами, другие считают стартовыми условиями для нормальной жизни. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, за которых идёт борьба между компаниями по всему миру.

Имея несколько предложений от разных корпораций, они склонны выбирать вариант, который предоставит самые комфортные условия не только им, но и их семьям. Страны и компании, которые давно вкладываются в создание комфортной среды, значительно опережают в борьбе за кадры развивающиеся государства, только осознающие важность этих инвестиций. В условиях глобализации мало воспитать хороших специалистов, их нужно удержать и мотивировать.

И это вызов для России.

Сущность и подходы к изучению человеческого капитала

Уже в е годы произошла концентрация научных знаний в целостную концепцию человеческого капитала и в самостоятельное научно-экономическое направление. Заслуга ее выдвижения принадлежит лауреату Нобелевской премии, известному американскому экономисту Т. Беккер доказали, что рефинансирование в образовании является самым выгодным.

Во многих странах инвестиции в че- ловеческий Шульц рассматривал человеческий ка- питал как «что-то от инвестиций в человеческий капитал де-.

Петти в"Политической арифметике", но самостоятельной концепции не создал. Затем, примерно через лет, подобные попытки сделай или немецкий статистик. Бнжел и английский экономист. Рост значения человеческого фактора производства по научно-технической революции способствовало на рубеже х годов века появление и распространение теории человеческого капитала.

Разработали ее сторонники свободной конкурен нции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты. Позже эти проблемы изучали. Уильям родился у м. Висконсинского университета, где получил ученую степень доктора наук по экономике сельского хозяйства. Начиная с г упродов вж почти сорока лет работал профессором экономики. Деятельность преподавателя сочетал с научно-исследовательской работой.

Теория человеческого капитала

И почему специалисты со всего мира туда стремятся переехать? Главное конкурентное преимущество США составляет высококачественный накопленный человеческий капитал, которому созданы благоприятные условия для функционирования как определяющего фактора развития. И высококачественный ЧК позволяет периодически решать США все возникающие перед ними проблемы и трудности. В том числе позволили им выиграть геополитическое соревнование с СССР.

США, например, почти отказались от производства бытовой техники по этим же причинам. Но, вместе с тем, для обеспечения продовольственной и общей безопасности поддерживают и развивают самое высокорентабельное в мире сельское хозяйство.

образования» г., «инвестиции в человеческий капитал» г., Т. Шульц подчеркивал, что человек приобретает качество капитала не сразу.

28, Попытка оформить человека и его способности, как главного участника в создании продукции в экономике начались довольно давно. В веке родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности, а А. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. В году в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в пудах и четвертях ржи.

В научной литературе понятие человеческого капитала появилось в публикациях второй половины века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Генри Беккера, подхватившего и развившего данную теорию. Теодор Шульц вывел этот термин в процессе исследования трудного положения слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Шульц, получивший Нобелевскую премию в году, предложил следующее определение: Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными.

Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека; Например, специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности её продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, её ноу-хау, имидж и бренд. Например, по Шульцу инвестиции в человеческий капитал разделяются в несколько этапов: Аналогичные воззрения по поводу важности образования как фактора роста человеческого капитала в общества имеют и Беккер и Минцер; Но нам необходимо воспользоваться наиболее объемным определением ЧК, поэтому мы возьмем определение ЧК по Корчагину Ю.

Человеческий капитал как фактор экономического развития